медитация 28 октября 2018
Как найти свой стиль медитации
Сколько учений, столько стилей медитаций. Несмотря на возраст и различные формы – сидя, стоя, с открытыми или полуприкрытыми глазами, эти практики связывает между собой «осознанность». «Амритвела» вспомнила самые популярные медитационные техники, чтобы вы могли выбрать собственный путь к просветлению.

 

Само совершенство

Дзогчен – это медитация с открытыми глазами. Она родилась в школе ньингма тибетского буддизма. В переводе слово означает «великое совершенство», которое достигается в созерцании неразрывного единства пустоты и ясности в естественном состоянии ума. Хотя в дзогчен медитация на пустоте, которая описана в традиции Сутр, а также такие тантрические практики, как повторение мантр и визуализация божеств, вторичны. Зачем пытаться объединить ясность и пустоту, когда нужно всего лишь осознать их неразрывное единство?

Добрее, еще добрее

Медитация любящей доброты (метта) удивительно быстро прижилась на Западе. Эта практика очищения сердца родом с Тибета. До того, как европейцы переосмыслили ее в отдельную форму медитации, она была частью техники тонглен, согласно которой счастье «выдыхается», посылается миру и снова «вдыхается». Медитация любящей доброты упоминается в Дхармашастрах и тексте Махабхараты. В Законах Ману она идет третьей добродетелью после изучения Веды и скромности. В Висуддхимагге Буддхагхоши метта звучит, как: «Подобно тому, как я желаю себе благополучия и люблю себя, также обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы». В современной интерпретации можно повторять любую мантру, которая приходит на ум – «дарю свою любовь», «желаю счастья себе и близким», etc.

Подъем Кундалини

Кундалини – не просто направление йоги, а целая философия о человеческой энергии. Обычно эту силу изображают в виде змеи, свернутой спиралью в три с половиной оборота и спящей в основании позвоночного столба. Цель медитации – поднять энергию к макушке головы и тем самым изменить состояние ума, скажем, достичь просветления. Потоки энергии, согласно учению, идут по трем главным каналам, расположенным вдоль позвоночника, – пингала, ида, сушумна. По сушумна энергия кундалини проникает в мозг, а точнее – в седьмую (теменную) чакру. В таком случае возникает связь с «тонким миром». Считается, что она наделяет человека «божественными» способностями – например, переводить вакуум в материю и наоборот.

Лавка древностей  

«Видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», – предложил еще Будда. Випассану называют медитацией прозрения. Ее синонимом нередко выступает пратьякша, что в переводе означает «перед глазами». Випассана культивирует внимательность. Она основана на осознанности дыхания и наблюдении за своими телесными ощущениями – боль, вкус, запахи, мысли. В Индии, кстати, до сих пор в качестве метода випассаны выбирают созерцание смерти и наблюдение за разложением трупов. В мире нас держат, по словам Будды, желание и страдание. Когда они, наконец, исчезнут, ум успокоится и возникнет ощущение внутренней свободы.

Мастер и веданта

Знание заключено в нас самих. Веданта – это одна из шести ортодоксальных школ в индуизме, основы которой одним абзацем не опишешь. В переводе с санскрита слово означает «окончание Вед», или «конечное знание». Если следовать этой философии, можно дойти до «высшей мудрости», прийти к осознанию себя. Учение веданты строится на общении с реализованным мастером, который наставляет ученика на правильный путь. Сама дорога к самореализации разбита на три этапа. Сначала идет шравана – это когда человек усваивает данную мастером информацию. Следующий шаг – размышление сказанных вслух слов, или манана. Если человек в процессе обдумывания выходит за пределы концепций, ему открывается «знание». Со временем оно поможет перейти на третью ступень – нидидьхьясану. Обычно медитация веданты проводится в позе сидя. Для того, чтобы сосредоточиться, повторяют мантры и активно изменяют дыхание, которое, как известно, успокаивает ум.

Полный дзадзэн

Дзадзэн переводится как «сидячая медитация» и считается одной из самых требовательных медитацией в буддизме дзэн. В японской школе сото, например, это единственный способ достижения сатори. Хотя в школе риндзай его сочетают с разными видами практики – и ничего, тоже достигают просветления. У дзадзэн много предписаний – глаза должны быть полуприкрыты, позвоночник выпрямлен, уши и плечи выравнены по одной линии. Подбородок необходимо «втянуть» и постараться опустить диафрагму. Руки обязательно сложить в «космическую мудру» – это когда правая ладонь лежит под левой. Суставы средних пальцев рук должны соприкасаться, а большие пальцы важно соединить так, чтобы между ними лег лист бумаги. В дзадзэн используют брюшной тип дыхания, потому что медитация в первую очередь направлена на успокоение тела. Никакого сосредоточения внимания на объекте. Состояние «отсутствия ума» должно возникнуть само собой, даже если на это уйдет вся жизнь. 

Фотографии

P Bibler/Flickr.com

Текст

Ольга Гриневич

Елена Ульмасбаева: «Мое тело стало более пропорциональным, гармоничным и стройным, чем 25 лет назад»