философия 01 сентября 2018
Счастливое число Джойса
Как восемь ступеней аштанга-йоги совершенствует тело и дух

 

Считается, что йога Аейнгара и Аштанга-виньяса выросли из хатха-йоги. Однако в своем трактате автор йога-сутр Патанджали называет всю йогу аштангой и следом объясняет, почему: «ашта» означает «восемь», «анга» – «ступень». Этот динамический стиль практики состоит из классических «восьми ступеней», проходя которые можно прожить полную и счастливую жизнь. Но сегодня не важно, какой стиль вы практикуете – хатху-йогу или аштанга-виньясу. Основатель направления Паттабхи Джойс считал, что любой вид йоги приносит счастье и полезен всем – без исключения. Просто нужно начать практиковать. Каждый день. Без скидок на возраст и тем более – лень.    

Сам Паттабхи Джойс учился у великого йогина XX века Кришнамачарьи. Переданные им знания он систематизировал в учение об аштанга-виньяса-йоге, описав особенности стиля в своей книге «Йога-мала» («мала» переводится как «гирлянда»). В основе аштанга-виньяса-йоги лежит шесть серий восходящей степени сложности. В каждой содержится 40 асан, собранных в строгой последовательности с помощью дыхательно-двигательных связок – виньяс. Традиционно, в начале практики выполняется цикл «Сурья Намаскар». Далее следует блок асан стоя, всевозможные наклоны и прогибы, а также позы «Лотоса» – или «Падмасаны». В финале, чтобы снять напряжение со всего тела и успокоить ум, идет блок перевернутых поз, которые компенсирует интенсивную практику.

Виньяса – больше, чем динамическое упражнение. Оно обязательно совмещается с мощным, со слегка шипящим звуком дыханием «Уджайи» («Победоносное дыхание»). Такая связка хорошо разогревает тело, делая его пластичным. У каждой виньясы есть свое дришти. Это, когда практикующий направляет внимание на межбровье или кончик носа, на ладонь или большие пальцы ног, вправо или влево и, конечно, на пупок – как, например, в «Собаке мордой вниз» («Адхо мукха шванасана»). Еще одна важная ступень в методе Джойса – освоение замков: «Мула-бандхи» («Корневой»), «Уддияна-бандхи» («Брюшной») и «Джаландхара-бандхи» («Подбородочный»). Без сознательного включения сфинктера, мышц живота, диафрагмы и шеи невозможно правильно отстроить асаны и научиться «Уджайи».

К нетерпеливым йогам Паттабхи Джойс относился с неприязнью. Они хотели невозможное – освоить стиль аштанги за пару месяцев. От своих учеников мастер требовал повторять изо дня в день одну и ту же цепочку асан и не разрешал перескакивать с одной серии на другую. Почему? Тело, не раз говорил учитель, должно само запомнить последовательность поз, чтобы в дальнейшем освободить ум йога от необходимости думать – правильно ли он удерживает асану или нет. Его главная задача – научиться концентрировать энергию на дыхании, замках и дришти.

Аштанга-виньяса неспроста считается самым интенсивным и требовательным направлением в йоге – практикующие сами осваивают асаны (учитель редко вмешивается в отстройку поз). Эта особенность стиля связана со строгим характером Джойса. Он считал, что если подогнать тысячелетние методики под ограниченные возможности учеников, значит снизить планку искусства аштанги. «Йога – 99% практики и 1% теории», – повторял мастер. С ежедневными занятиями придет сила и выносливость. Когда же окрепнет тело – наступит черед духа. 

Фотографии

Matthew Ragan/Flickr

Текст

Ольга Луценко

Елена Ульмасбаева: «Мое тело стало более пропорциональным, гармоничным и стройным, чем 25 лет назад»