Жизнь 08 февраля 2019
Ольга Машинцева: «Йога выбирает нас и приходит в нашу жизнь»
Быть преподавателем для преподавателей - опыт, который проходили очень немногие. Об этом опыте расскажет Ольга Машинцева (Surya Prakash Kaur) - учитель интегративной кундалини йоги, практический психолог, интегративный психосоматический йогатерапевт МЦР (междисциплинарный центр реабилитации), тренер Академии интегративной кундалини йоги ( I.K.Y.A.), Москва.
Ольга Машинцева
Преподаватель Кундалини Йоги

– Чем вы занимались до прихода в йогу?

– Давно дело было, и чтобы было понятно, придётся начать из далека.

По первому образованию я управленец. Работала много лет по специальности в администрации клиники эстетической медицины при ОБП управ делами Президента РФ. Честно говоря, не самое человеколюбивое место, а очень жесткая система. И я начала становится не собой. Настал тот день, когда я встала перед выбором, или система меня поглотит или пора что-то кардинально менять. В это же время у меня начались проблемы со здоровьем и обнаружилась очень старая, как показала диагностика (15–20… лет) грыжа в шейном отделе. Одним словом, напряжение возрастало по нескольким фронтам. И я приняла очень непростое для себя решение и уволилась. Уволилась и ушла в никуда, а точнее в глубокий кризис. Я осталась без привычного, высокого дохода, без статуса, без работы и с шеей, которая не ворочалась. У меня не было ни малейшего представления о том, что мне дальше делать, а жизнь опять поделилась на «до и после».

– Что стало причиной знакомства с йогой и решения стать преподавателем?

– В то время в моей жизни уже была личная практика Кундалини Йоги, я занималась с преподавателем индивидуально. Кундалини Йога очень сильно меня поддержала в этот не самый простой период моей жизни. Но так случилось, что именно в это время моему преподавателю пришло время рожать, и она не могла больше со мной заниматься. И я отправилась в большой мир йога клубов. Так прошло ещё пару лет и мне стало скучновато на открытых классах в клубах, захотелось больше знаний и более глубокого погружения в традицию Кундалини Йоги. Я обратилась за советом к моему преподавателю, куда пойти учится. Она мне посоветовала Академию Интегративной Кундалини Йоги и я пошла. Вот так всё и началось. С тех самых пор я учусь и теперь уже не могу остановится, как мне это нравится. С тех самых пор я приобрела любимую профессию и по-настоящему счастлива занимаясь любимым делом.

И оглядываясь сейчас на пройденный мной путь, я чувствую огромную благодарность всему тому, что со мной произошло. Вселенная словно открывала передо мной нужные мне двери. Мне лишь оставалась принять на себя ответственность и войти в них. 

– Какие направления в йоге вам близки и почему?

– Мой выбор Интегративная Кундалини Йога. Таков мой путь. Всю свою жизнь я вела активный образ жизни и в ней всегда было место спорту и активному отдыху. Но, когда у меня обнаружилась грыжа и она оказалась не самая простая, она уходит во внутрь и при воспалении оказывает давление на спинной мозг. Вследствие этого, у меня немела левая рука и были сильные приступы с головными болями и временной потерей чёткости зрения и ориентации в пространстве.

Рекомендации врачей были категорическими, никакой физической нагрузки, никакой компрессии, то есть бегать, прыгать, нырять, это теперь не для меня. В дальнюю дорогу, авто, поезд, самолёт обязательный шейный корсет, во избежание резких движений. Одним словом, для меня это прозвучало как приговор, жить мне вредно)) А добрые врачи мне очень сочувствовали, говорили «как же я бедная живу с такой грыжей» и т.д.

Я очень разозлилась тогда и меня спасла Кундалини Йога.

Оборачиваясь на выше упомянутые события, я с уверенностью могу сказать, что на 80 процентов я имею то, что имею, благодаря именно Интегративной Кундалини Йоге и глубокой внутренней работе в личной психотерапии.

Моя грыжа при мне, я периодически делаю МРТ, но она меня больше не беспокоит, она замерла. Вот уже более 10 лет она не меняется в размере и ни как себя не проявляет. Между тем, я не в чем себя не ограничиваю бегаю, прыгаю, танцую и не ношу ошейник, а в йоге единственное, что не делаю, так это не стою на голове, хотя мы в Кундалини Йоге это и не практикуем!)

– Изменилось ли отношение к практике со временем?

– Конечно, да. Давно прошло первое очарование с элементами чего-то волшебного, местами мистически улётного. Кому-то может показаться это грустным, но это не так, через подобный опыт проходят все, кто остаётся в традиции и практики йоги. Теперь йога стала неотъемлемой частью моей личной и профессиональной жизни, важной и большой частью. Теперь я намного лучше знаю и понимаю, как именно работает Кундалини Йога и почему она является одной из мощнейших традиций йоги для целительной трансформации человека.

Справедливости ради стоит сказать, что для этого мне понадобились годы личной практики, более глубокого изучения психологии, анатомии, физиологии человека и ещё много чего. Моя бесконечная благодарность Мастеру Йоги Бхаджану, за этот бесценный дар всем нам.

Для меня Кундалини Йога школы Йоги Бхаджана, это настоящее чудо сотворённое человеком, она гениальна и она работает.

– Почему психотерапия важна в практике?

– Во время практики КЙ можем подниматься разная проблематика (физическая, психическая, эмоциональная, ментальная). И, для того, что-бы этот процесс не остался на уровне состояния, а трансформировался в опыт, из которого человек может вынести нечто ценное для себя, практические знания в психологии, психофизиологии, психосоматики и соматопсихики, на мой взгляд необходимы. Так уж случилось, что йога не всегда может дать ответы на происходящие с человеком переживания возникающие в процессе практики.

На то есть масса объективных причин, которые не имеет смысла перечислять.

Йога очень древняя, местами сильно зашифрованная для наших современных мозгов наука и философия. И, лично мне, современные методы психологии и психотерапии очень помогают расшифровывать и лучше понимать то, как устроена и работает йога. Поэтому, мой выбор именно Интегративная Кундалини йога, которая включает в себя незыблемый фундамент Кундалини Йоги школы Йоги Бхаджана и ряд аспектов различных методов телесно-ориентированной психологии и психотерапии.

– Насколько меняет преподавание личную практику?

– На столько, на сколько профессионал своего дела отличается от любителя. 

– Как вы думаете, в каких случаях не стоит идти в преподавание йоги?

– Честно говоря, я не знаю в каких случаях и кому именно не стоит идти в преподаватели йоги. Но, могу сказать, что есть одно поверье о том, что «не мы выбираем йогу, а йога выбирает нас и приходит в нашу жизнь» По моим ощущениям, это именно так и работает!) И если вдруг, кто то забредёт в преподаватели йоги, а это не его, жизнь сама это поправит, а выяснить это можно только опытным путём. Поэтому, первый совет начинающим, начинайте, а там видно будет!)

Тем более, наша Академия предлагает многоуровневый формат обучения, от полугодового онлайн курса для инструкторов-стажёров к большой двухгодичной, очной программе по подготовке практических психологов и учителей ИКЙ, и далее к повышению и расширению квалификации в помогающей профессии интегративному психосоматическому йогатерапевту.

Я могу предположить, что у всех желающих, но пока не определившихся претендентов в преподаватели йоги, будет масса возможностей выяснить «моё или не моё». 

– Сталкивались ли вы с какими-то иллюзиями о преподавании?

– О, да.  Главная иллюзия «ты же йог», очень мутный и коварный стереотип, а главное, что за неземной образ за этим стоит, пожалуй, толком не знает никто, но при этом грузит страшно. Словно учитель йоги не человек из плоти и крови, а какой-то небожитель с сертификатом о просветлении парящий в поле любви. И по началу, этот стереотип мне очень мешал быть в настоящем контакте с собой и теми, кто приходил ко мне на классы. Слава Богу, это в прошлом. Сейчас я точно знаю, что никакого совершенного йога не существует в природе, а делиться можно только своим практическим опытом и полученными в этом опыте знаниями, тем, что прожито или находится в проживании.

– Какие качества важны для преподавателя?

– Профессионализм на своём уровне компетентности и осознанность своей ответственности в контексте помогающей профессии. В свою очередь, это предполагает непрерывное обучение и самосовершенствование, как в личном, так и профессиональном развитии.

– Приходилось ли вам сталкиваться с какими-то вызовами во время своего становления преподавателем?

– Куда же без вызовов, без вызова нет развития!) Расскажу о самом ярком и незабываемом. Как выяснилось, в процессе обучения, у меня был мощный запрет на пение, я даже вспомнила ситуацию из детства после которой я его создала. Именно петь, говорить, кричать, спорить сколько угодно, а петь нет.

 Я так глупо, неловко, ужасно себя чувствовала, когда надо было петь мантры вслух вместе со всеми, да ещё звучать в парах глядя друг другу в глаза.

Да это всё бы ничего, пять минут позора и всё закончится или можно спрятаться за голосами других и просто открывать рот. Я типа «не пою, я танцую».

Но, в традиции Кундалини Йоги мы открываем и закрываем пространство класса пением мантр и делает это именно преподаватель, сидя лицом к народу. Вот это был вызов для меня, такой силы, что мне казалось, что я сейчас в космос взлечу от напряжения, так меня трясло, голова шла кругом и голос дрожал.

Могу предположить, что, если бы я так и не села на коврик преподавателя, а осталась по ту сторону класса, я бы так и не позволила себе петь, а сейчас я не просто пою, а получаю от этого удовольствие.

– Какая тема в практике вам интересна сейчас?

– О, ведущая моя тема на сегодня, это Гонг и всё что с ним связанно.

Йоги Бхаджан говорил, что «Сила Вселенной – в звуке. Гонг – это первичный создающий звук. Среди всех инструментов йоги, призванных соединять конечное с бесконечным, Гонг обладает высшим могуществом».  Для меня, это абсолютно так! Гонг – это Сат Гуру. Я очень долго мечтала о своём Гонге, сегодня у меня их три и каждый из них особенный и неповторимо звучит. И конечно же я использую Гонги на своих классах Кундалини Йоги и в индивидуальных йога-терапевтических сессиях.

Тема эта неисчерпаема для изучения и меня ещё ждём много открытий, я не сомневаюсь в этом.

 

Фотографии

Ольга Машинцева

Текст

Екатерина Алпатова

Ольга Машинцева: «Йога выбирает нас и приходит в нашу жизнь»
Сергей Кущак: "Самое главное в нашей студии — это люди которые ее делают"